Saturday, June 11, 2011

Зин аль-Абидин Бен Али / Сапронова М. А.

Тунис - небольшая, динамично развивающаяся страна Северной Африки с населением чуть более 10 млн. человек, которую ежегодно посещает более 5 млн. иностранных туристов. В справочнике, пользующемся популярностью у французских журналистов, дается следующее определение Туниса: "Это не совсем Африка, это частица Европы на африканском континенте" (1). Тунис приобрел на Западе имидж страны - исключения в арабском мире, особенно, что касается эмансипации женщин, уровня образования, внутриполитической стабильности и открытости на международных рынках. По многим социально-экономическим показателям Тунис достиг уровня, сравнимого с европейскими странами, что позволило ему стать (единственным в арабском регионе) ассоциированным членом ЕС. В 20-х годах XX в. это государство стало второй родиной для многих русских иммигрантов, которые
построили здесь в 1937 г. храм святого Александра Невского - памятник последней эскадре Российского императорского флота, оставшейся в Тунисе, а одна из улиц города Бизерты носит имя известной и уважаемой в этом городе русской учительницы Анастасии Ширинской.
В настоящее время Тунис - стабильная страна с сильной экономикой, страна социального консенсуса, идущая по пути дальнейшего либерального развития. Все эти успехи стали возможны благодаря созданию правовой и институциональной базы после революции 7 ноября 1987 г., получившей название "бархатной". С того дня и до настоящего времени Тунис возглавляет президент Зин аль-Абидин Бен Али - руководитель государства, получивший в десятилетие своего правления звание "Лучший президент арабского мира", но остающийся одним из наименее известных современных лидеров зарубежных стран.
В ночь на 7 ноября 1987 г. к Карфагенскому дворцу в Тунисе было направлено подразделение Национальной гвардии. Премьер-министр Бен Али возглавил группу видных государственных деятелей, осуществивших без единого выстрела операцию по смещению 84-летнего президента страны Хабиба Бургибы, к которому были посланы врачи для освидетельствования его состояния здоровья. Утром, в 6 час. 30 мин., радио Туниса сообщило, что пожизненный глава государства Хабиб Бургиба смещен со своего поста, который "отец нации" занимал с момента достижения политической независимости и провозглашения республики в 1957 году. В тот же день Бен Али зачитал свое обращение к нации, известив соотечественников о том, что данное решение принято в соответствии с 57-й статьей Конституции и на основании медицинского заключения (его подписали семь ведущих врачей, а затем заверил прокурор республики) о состоянии здоровья престарелого президента. "Учитывая, что возраст и болезнь Бургибы не позволяли ему выполнять возложенные на него обязанности, - объявил премьер-министр, - я счел своим национальным долгом взять на себя функции главы государства и главнокомандующего вооруженными силами" (2). В тот же день новый глава государства принял присягу на пленарном заседании парламента в присутствии членов нового кабинета министров и высших офицеров тунисской армии.
Взяв на себя исполнение функций президента, Бен Али автоматически стал и председателем правящей Социалистической дустуровской партии (СДП). Премьером страны был назначен бывший министр социальных дел Хеди Баккуш, который заявил, что главной задачей нового правительства будет создание государства "истинной демократии" (3). Бургиба был перевезен в один из дворцов в столичном пригороде Морнаге, где он поселился со своей племянницей Саидой Сасси под присмотром сотрудников службы государственной безопасности. "Бен Али хорошо сделал, что дал возможность престарелому экс-президенту отдохнуть и спокойно пожить", - отметил посол Туниса в России Мохаммед Беллажи (4). (Свергнутый глава государства умер в 2000 г., окруженный почестями, в возрасте 97 лет).
Обращение Бен Али к тунисскому народу получило название "Декларация 7 ноября" и стало программой политических действий нового руководителя. Подтвердив свою приверженность политической линии своего предшественника, новый президент высказался за ее корректировку, как внутри страны, так и на международной арене. Он призвал соотечественников к сотрудничеству с новым режимом в "обстановке доверия, безопасности и спокойствия". Президент обещал пересмотреть закон о политических партиях, организациях и печати, а также отдельные статьи конституции, чтобы "покончить с хаосом, попустительством и расточительством общественной собственности", гарантировать широкое участие граждан в перестройке страны. "Тунисский народ, - подчеркнул Бен Али, - достоин политической жизни, основанной на многопартийности и плюрализме общественных организаций" (5).
Все оппозиционные силы с энтузиазмом восприняли заявление нового лидера о начале демократизации политической жизни в стране, а в тунисских средствах массовой информации перевороту сразу же был придан оттенок легитимности, т.к. он прошел мирно, без кровопролития и какого-либо сопротивления но, главное, в рамках Конституции. Завершилась эра Хабиба Бургибы, который любил повторять, что такого человека, как он, будет нелегко заменить.
Второй президент Тунисской Республики родился 3 сентября 1936 г. в небольшом городке Хамам Сусе региона Сахеля в многодетной семье со средним достатком, в которой росли шесть мальчиков и пять девочек. Сахель - особый регион побережья Средиземного моря в Тунисе, некогда заселенный морисками - выходцами из мусульманской Испании. Главной особенностью этого района было то, что он не знал крупного феодально-помещичьего землевладения и был мало затронут европейской колонизацией. Основу экономики сахельского района составляло традиционное мелкособственническое земледелие и садоводство, основанное на личном труде свободных хозяев. Модернизация Сахеля привела к тому, что этот регион, начиная с 30-х годов XX в., стал очагом подготовки интеллектуалов и политических кадров. В дальнейшем выходцы из этого района (в котором проживает примерно 14% всего населения Туниса) составили более 30% политической элиты страны, образуя крупнейшую региональную группу в высшем партийно-государственном аппарате власти (6).
Среднее образование будущий президент страны получил в лицее в г. Сус. Еще будучи старшеклассником, Бен Али включился в активную подпольную борьбу за независимость страны. Он сражался в рядах молодежной организации, являясь связным между районными отделениями партии. Его несколько раз арестовывали, сажали в тюрьму.
В то время заметное влияние на социально-политическую атмосферу в Тунисе оказывали идеи европейских социал-демократов и большевистской революции в России, отголоски которых доходили в Тунис через вернувшихся из Франции тунисских рабочих и солдат, рекрутированных на фронт и в трудовые армии, а также посредством французской левой печати. Как и в большинстве зависимых стран арабского мира, антиколониальное движение в Тунисе формировалось под воздействием идей национализма, окрашенных поначалу в исламские тона. В дальнейшем на передний план выдвинулись чисто секуляристские лозунги, носителем которых выступила часть традиционной элиты, воздерживавшаяся от тесного сотрудничества с колониальными властями, но получившая образование во французских лицеях. Представители элиты тяготились второстепенными ролями, уготовленными им французами, и претендовали на более заметные позиции в системе административного управления и в сфере распределения. Их требования сводились не только к равенству экономических и социальных прав арабов и французов, но и к политическим требованиям: восстановление Конституции 1861 г. и формирование национального правительства. После мирового экономического кризиса (1929 - 1933 гг.), принявшего в Тунисе особенно затяжной характер и приведшего к социальному кризису, произошел раскол и в крупнейшей национальной партии Дустур (Конституция), из которой выделилась группа молодых европеизированных, радикально настроенных людей, наиболее видными представителями которой стали адвокат Хабиб Бургиба и врач Махмуд Матри. В марте 1934 г. они основали свою партию - Новый Дустур, главной целью которой стало достижение Тунисом политической независимости.
После второй мировой войны, по мере усиления в Тунисе либеральных настроений, власти Франции ужесточили репрессии. По всей стране начались забастовки, демонстрации и выступления студенческой молодежи. Тунисские патриоты начали формировать повстанческие отряды, которые объединились в Армию национального освобождения (АНО). Партизаны действовали не только в сельских местностях, но и в городах: они взрывали линии связи и мосты, совершали нападения на французские гарнизоны. В этих событиях принимал самое активное участие и Бен Али, приобретая военные навыки и приобщаясь к военному искусству. Выдвижение Бен Али стало возможным благодаря покровительству со стороны Хеди Баккуша - руководителя регионального отделения партии Новый Дустур, впоследствии назначенного Бен Али премьер-министром его первого правительства.
После провозглашения в 1956 г. независимости Туниса 20-летний Бен Али, получив образование инженера-электронщика, по инициативе Баккуша направляется в составе группы из 20 тунисцев на обучение во Францию, в военную академию в г. Сен-Сир. Эти молодые люди призваны были составить ядро будущих национальных вооруженных сил независимого государства. Позднее Бен Али получил дипломы не менее престижных военных учебных заведений - артиллерийского училища в г. Шалон-сюр-Марн (Франция), высшей школы разведки и безопасности и училища противовоздушной обороны в США. Он награжден тунисскими и иностранными орденами, кавалер орденов Независимости и Республики.
В 1964 г. Бен Али, еще молодой офицер Генерального штаба тунисских вооруженных сил, возглавил процесс создания в стране службы армейской безопасности, которой он и руководил в течение десяти лет. В 1974 г. Бен Али был назначен военным атташе в Марокко, откуда он вернулся в 1977 г. и возглавил канцелярию министра обороны. В декабре того же года его переводят на должность генерального директора Службы национальной безопасности. Этот пост в системе органов государственной власти Бен Али занял в сложнейший для страны период. Начиная с октября 1977 г., Тунис был охвачен волной забастовок, ставших результатом сочетания жесткого авторитарного курса в политике и либерализма в экономике. Перестройка управления экономикой на основе элементов рыночных отношений не привела к повышению уровня жизни большинства населения, а основная часть получаемой в условиях экономического подъема прибыли присваивалась незначительной привилегированной прослойкой. Беспрецедентный рост рабочего движения и активная пропагандистская деятельность среди забастовщиков представителей оппозиции (либералов, коммунистов и исламистов) вызвали и в самом правительстве разногласия по вопросу о том, что следует предпринять в сложившейся обстановке. Правящая группировка разделилась на "жесткое" течение, ратовавшее за твердость в отношении рабочего движения и других оппозиционных сил, и "умеренное", выступившее за примирение и налаживание диалога. Сторонниками "жесткой" линии были министр обороны Абдалах Фархат и директор партии Мухаммед Сайях. В отличие от них министр внутренних дел Тахар Бельходжа и Бен Али, принадлежавшие к "умеренным", высказывались за компромисс с руководителями профсоюзного движения. Победа "жесткого" течения привела к отставке Бельходжи. В знак солидарности с ним подали в отставку еще пять членов правительства: министр экономики А. Ласрам, министр иностранных дел Х. Шатти, министр здравоохранения М. Коал и, министр по связям с парламентом М. Бельхадж Амор, государственный секретарь по вопросам национальной обороны А. Беннур. Президент Туниса Хабиб Бургиба высказался за жесткую линию, нашедшую поддержку также в армии и руководстве правящей партии, однако Бен Али свой пост сохранил.
В январе 1978 г. правые экстремисты из фундаменталистских организаций спровоцировали анархистский мятеж. В столице, Сусе, Сфаксе, Гафсе, Кайруане, Таузаре, Бизерте и других крупных городах молодежь из бедных кварталов громила магазины, поджигала автомобили и бензозаправочные станции, занималась грабежами. 27 января 1978 г. Бургиба впервые использовал статью 46 Конституции, введя в стране чрезвычайное положение, и этот день вошел в историю Туниса как "черный четверг". В феврале 1978 г. полиция и служба безопасности, возглавляемая Бен Али, применяя достаточно жесткие меры, смогли прекратить беспорядки и восстановить в стране спокойствие.
После этих событий под давлением общественной оппозиции из верхнего партийно-правительственного эшелона были устранены сторонники "жесткой" линии: снят со всех постов министр обороны, казначей партии А. Фархат; директор партии М. Сайяр был переведен на руководство второстепенным министерством. Бен Али покинул свой пост только через два года, в апреле 1980 г., когда он был переведен на дипломатическую работу и отправлен послом в Варшаву. Вернувшись в Тунис через четыре года, в январе 1984 г., он снова возглавил службу национальной безопасности. Десять месяцев спустя его повышают, назначив государственным секретарем по вопросам национальной безопасности. В октябре 1985 г. Бен Али стал министром национальной безопасности, а 28 апреля 1986 г. президент Бургиба назначает Бен Али министром внутренних дел. "Он этого заслуживает, - сказал тогда "отец нации". - У него крепкая хватка и он сумеет удержать страну в руках" (7). Однако по свидетельству многих сотрудников министерства внутренних дел, Бен Али зарекомендовал себя на этом посту как противник крайних мер, в частности, применения силы, а тем более, оружия.
В июне 1986 г. на XII съезде правящей партии Бен Али избирают в Политбюро и одновременно заместителем генерального секретаря партии. В мае 1987 г. в ходе очередной реорганизации кабинета министров Бургиба предоставил Бен Али ранг государственного министра, впервые созданный в структуре кабинета, что значительно упрочило его политическое влияние. 2 октября 1987 г. "верховный борец", как неизменно именовался глава государства, назначает Бен Али премьер-министром (пятым по счету), а также генеральным секретарем Социалистической дустуровской партии (СДП). Рашид Сфар, долгое время занимавший этот пост, был назначен на должность спикера парламента. Одновременно Бен Али сохранил и пост министра внутренних дел.
Стремление престарелого Бургибы противостоять любым проявлениям оппозиционности, снизить накал борьбы за власть, привели к многочисленным правительственным перестановкам. В верхнем эшелоне государственной власти Туниса царила нестабильность, вызванная импульсивными и ничем не мотивированными перемещениями высших должностных лиц в государстве, которые осуществлялись по распоряжению 84-летнего президента, плохо представлявшего реальную внутриполитическую ситуацию в стране. Назначения на видные государственные посты и отставки следовали одни за другими. Только в 1986 г. состав кабинета министров обновлялся четыре раза.
В день назначения премьер-министром Бен Али сформулировал цель своей политической программы - построить в Тунисе процветающее, открытое, миролюбивое общество, основанное на справедливости и терпимости. После рабочего заседания, состоявшегося 5 октября 1987 г., один из министров сказал о Бен Али: "Он выбран не случайно, ибо соответствует обстановке в Тунисе. Он знает существующие проблемы, положит конец разброду и сведению счетов" (8).
К моменту назначения Бен Али на пост премьер-министра политическая жизнь страны фактически приостановилась из-за непредсказуемых решений "хозяина дворца в Карфагене". Очевидно, именно тогда Бен Али начал обдумывать смещение действующего президента, тем более, что пост главы правительства давал ему возможность воспользоваться 57-й статьей Конституции, которая предусматривала, что "в случае смерти президента или его отставки" премьер-министр берет на себя обязанности президента (а также главнокомандующего вооруженными силами) и остается им до очередных парламентских выборов, проводимых один раз в пять лет. К началу ноября угроза смещения нависла над самим главой кабинета. Тогда вместе с группой своих сторонников, прежде всего из числа военных, Бен Али вынужден был пойти на устранение Бургибы от власти.
В начале своей президентской деятельности Бен Али не отказался полностью от идеологических ориентиров, выдвинутых в свое время дустуровской партией, и не отрекся от идеи построения "социализма по тунисскому образцу". Напротив, он настойчиво подчеркивал свою преданность прежней практике политического действия, которую, тем не менее, следовало в определенной мере исправить. В дальнейшем, Бен Али начал осуществлять реформы, положившие начало новому этапу развития и политической системы Туниса и изменению политического климата.
Новым элементом политической культуры в стране стал разрыв с вождизмом: было запрещено называть президента "фахамат" (превосходительство). Бен Али отменил многие национальные праздники, напрямую связанные с существовавшим в стране культом личности Хабиба Бургибы (9). Новый президент в речи все время говорил "мы", в то время как его предшественник - исключительно "я". Глава государства, известный как великий труженик, проводил совещание за совещанием, требуя докладов по самым деликатным и сложным вопросам. Слушая министров, он делал для себя заметки. Некоторые члены правительства считали рабочие заседания, проводимые ежедневно в президентском дворце в Карфагене, чрезвычайно утомительными. "Целых двадцать лет мы молча слушали Бургибу, который приглашал нас ' лишь для того, чтобы выступить перед нами, - пожаловался один из них. - Новый же президент выслушивает прежде всего нас" (10). При этом сам Бен Али неоднократно подчеркивал, что сначала слушает выступающих, а затем размышляет и принимает решение.
На портретах президента изображают строгим, элегантным и статным мужчиной, сдержанным и властным, и даже, как отмечает корреспондент "Вашингтон таймс", "чувствуется у него определенный налет исторического мавританского таинства". Однако, люди, работающие с ним и знающие его лично, подчеркивают его открытость, обаяние, упорство в достижении результатов. Это деятель аналитического склада, помешанный на компьютерах, и "более чем просто сентиментальный человек по отношению к своему народу, особенно к бедноте". Он внимательно прислушивается к другим и обладает талантом воспринимать, формулировать и затем осуществлять на практике их идеи. Его помощники отзываются о нем как о жестком и мягком человеке одновременно. "Никто не может справиться с каким-либо делом так, как он", - с восхищением говорил о нем один министр (11). Бен Али не увлекается длинными декларациями и не любит играть на публику, в своих речах он немногословен и сдержан.
Одним из первых политических шагов нового президента стало снятие всех ограничений на деятельность партий легальной светской оппозиции. По распоряжению Бен Али были произведены некоторые перестановки в руководстве тунисской армии. Президент упразднил Суд государственной безопасности, ликвидировал пост генерального прокурора республики. Он ограничил четырьмя днями право полиции держать под арестом лиц, находящихся под подозрением, до передачи их судебным органам. Известные деятели СДП, вынужденные во время правления Бургибы эмигрировать, были амнистированы и вернулись на родину. В конце июля 1988 г. в рамках объявленной государством амнистии были освобождены из тюрем 180 политических заключенных. 1075 человек, обвинявшихся ранее в преступлениях против безопасности государства и находившихся под надзором полиции, были восстановлены в гражданских правах. Среди них были как представители исламской оппозиции, так и члены руководства Всеобщего союза тунисских трудящихся, а также активисты других общественных объединений и партийных группировок (12). В конце ноября 1987 г. в уголовный кодекс Туниса были внесены принципиальные поправки, предусматривавшие ограничение срока задержания подозреваемых полицией, а также вводившие гарантии безопасности в отношении задержанных. Тем самым предполагалось положить конец произволу в рамках предварительного следствия. В июле 1988 г. Тунис стал первой арабской страной, подписавшей Конвенцию ООН против использования пыток и других антигуманных и унизительных действий по отношению к личности (13).
Не менее существенными становились и изменения в сфере политической надстройки, прежде всего, в самой партии. Выражением воли президента "идти быстрее и дальше" явилось проведение в феврале 1988 г. съезда партии, на котором Социалистическая дустуровская партия была переименована в Демократическое конституционное объединение (ДКО). Новое руководство партии и государства тем самым подчеркивало, что оно сохраняет историческую преемственность, оставляя в названии привычное для граждан страны слово "дустурий" (конституционный), вызывавшее воспоминания о пути страны к независимости и строительстве суверенного Туниса, тесно связанные со становлением той политической организации, которая под руководством Х. Бургибы прошла этот путь. Вместе с тем, подчеркивался и обновленный характер все той же партии с помощью определения "демократическое". СДП становилась "объединением" формально открытым для всех сил, готовых вести страну по пути демократической эволюции.
Незадолго до открытия первого съезда ДКО Бен Али провел реорганизацию правительства, сместив несколько министров прежнего режима. Он пошел на это для того, чтобы съезд одобрил ряд его шагов, направленных на претворение в жизнь политических и экономических реформ. Кроме того, ему было крайне необходимо, как писала тунисская пресса, взять в свои руки эту "вездесущую партию, выкованную Бургибой". Бен Али добился от делегатов съезда одобрения ликвидации многих былых привилегий правящей партии. Речь шла о том, чтобы изменить стиль ее работы, отделить партию от правительства, не считать ее больше единственным законным представителем народа. По словам корреспондентов, освещавших съезд, делегаты утвердили эти предложения без особого энтузиазма, но и без чрезмерной горечи и придирок. Съезд провозгласил курс на демократизацию общественной жизни, достижение политического плюрализма, построение правового государства. Заслуживает внимания эмблема съезда. На ней была изображена рука утопающего, которую в последний момент схватила рука друга. После речи главы государства, в которой он перечислил ошибки Бургибы и его окружения, всем стало ясно, что рука спасителя, это, без сомнения, рука Бен Али. Председателем ДКО на съезде единогласно был избран Бен Али, который затем назначил вице-председателем Хеди Баккуша (с 7 ноября 1987 г. - премьер-министр Туниса), Генеральным секретарем ДКО - Абдер-рахима Зуари и казначеем - Абдаллу Каллеля (с апреля 1988 г. - генеральный секретарь по вопросам национальной обороны в ранге министра, затем министр внутренних дел). В состав Политбюро председатель партии назначил также министра иностранных дел Абдельхамида аш-Шейха, управляющего Центральным банком Туниса в ранге министра Ибрагима Хелиля.
Изменения в приоритетах государственной политики применительно к конституционному механизму Туниса нашли свое отражение в Конституционном законе N 88 от 25 июля 1988 г., внесшем существенные изменения в действующую Конституцию; в Органическом законе N 88 - 32 о политических партиях от 3 мая 1988 г., который был призван обеспечить юридические гарантии деятельности партий легальной оппозиции; в Национальном пакте, подписанном 7 ноября 1988 г. представителями ведущих легальных политических партий, профсоюзов и других массовых общественных организаций. Внесенные в 1988 г. изменения в Конституцию затронули, в основном, статьи, регулировавшие институт президентства и некоторые вопросы избирательного права (14).
Новое политическое руководство осознавало, что без доверия народа сложно проводить эффективную политику. Президент совершил несколько поездок по стране, посетил школы и дома для престарелых, встречался со студентами и спортсменами, расспрашивал об их нуждах. Бен Али не пренебрегал и популистскими методами ради национального согласия. Он много раз садился за один стол с обездоленными тунисцами, подолгу беседовал с ними. Его популярность начала стремительно расти.
Важным этапом формирования нового облика тунисской политической системы явилось принятие Национального пакта (7 ноября 1988 г.) (15) - своеобразного кодекса отношений между правительством, партиями, общественными и профессиональными организациями, под которым поставили свои подписи руководители основных политических партий, общественных и профсоюзных организаций. Политическая часть Национального пакта была посвящена строительству правового государства и утверждению в обществе идей политического плюрализма. При этом, принятие закона о политических партиях предшествовало принятию Национального пакта: режим сначала определял круг участников, допущенных к политическому процессу, а затем заключал с отобранными партиями соглашение.
Желая доказать законность своего режима, Бен Али пошел на проведение досрочных президентских выборов в апреле 1989 г., хотя мог бы использовать до конца (то есть до 1991 г.) свой мандат, который ему предоставила конституция прежнего режима.
Итоги президентских и парламентских выборов, проходивших 2 апреля 1989 г. и 20 марта 1994 г., свидетельствовали о том, что политической элите страны удалось сохранить доминирующие позиции в обществе. Оба раза Бен Али был избран президентом, получив практически 100% поддержку избирателей (по 99,3% от числа участвовавших в голосовании), причем выступая в роли общего кандидата "национальных сил", поддержанного всеми политическими партиями. В 1989 г., набрав 80% всех голосов, ДКО завоевало все 144 места в Палате депутатов. "Для того, чтобы бороться с трудностями, - заявил президент после выборов, - необходимо создать единое, монолитное и демократическое общество, в котором равные возможности предоставлялись бы для всех" (16). На парламентских выборах, состоявшихся 24 октября 1999 г., 148 мандатов из 182 также получила правящая партия.
Важным при этом оставался вопрос о том, поддержит ли сама партия политический вызов президента. Для этого необходимо было омолодить ее руководящий состав, провести обновление руководящих органов на региональном уровне, отстранить старых руководителей, добиваться более эффективного участия в деятельности партии женщин и молодежи. Как утверждали сторонники Бен Али, он считал, что продолжать дело с людьми Бургибы, значит идти по пути бывшего президента. Однако смена в партийной верхушке шла медленно, давая возможность одним полностью поддержать новый курс, другим, слишком приверженным прошлому, продвигаться в сторону выхода и, наконец, третьим - молодежи - выдвинуться.
Выдвижение самого Бен Али как представителя "второго эшелона" сахельской политической элиты к руководству страной первоначально предполагало сохранение определенной формы союза между старой дустуровской элитой и новыми молодыми выдвиженцами. Отношения между Бен Али и Баккушем сохранялись и после прихода Бен Али на вершину пирамиды государственно-партийной власти. Более того, Баккуш пытался "подтвердить свои привилегии патрона, выступив против предложенной президентом и поддержанной всеми членами кабинета министров программы реформ" (17), опубликовав соответствующее заявление на страницах журнала "Жен Африк". Разрыв отношений последовал незамедлительно: премьер-министр был отправлен в отставку (18).
Новый политический климат, возникший в Тунисе с приходом Бен Али к власти, породил у людей ощущение причастности к судьбе страны, деятельного участия в процессах обновления. Достаточно упомянуть об активном участии многих граждан страны в т.н. дискуссионных трибунах в СМИ, создание которых было поддержано президентом в первый год его деятельности на этом посту.
Триумф нового президента оценили не только в Тунисе, но и за его пределами. Уже по итогам 1988 г. французский центр социально-политических исследований назвал Бен Али "человеком года", присвоив ему звание лауреата международной премии "Демократия и права человека". Бен Али пошел по пути "эволюционной демократии с консенсусом в обществе, с просвещенным авторитарным центральным руководством" (19). Другие обозреватели назвали это "моделью направляемой эволюционной демократии с сильной президентской властью" (20).
Придя к власти, Бен Али начал проводить принципиально новый внешнеполитический курс, сумев восстановить престиж Туниса на международной арене. В интервью французской газете "Фигаро" новый президент Туниса так охарактеризовал происходящие во внешнеполитическом курсе страны перемены: "Вместо изменения внешней политики мы избрали новый стиль в осуществлении нашей дипломатической деятельности. Он отныне характеризуется более активным присутствием на международной арене и более конкретно - в магрибинской зоне и арабо-мусульманском, средиземноморском и африканском мире" (21). Практические шаги Туниса в международной сфере подтвердили, что руководители его дипломатии разделяют распространенную среди тунисских исследователей теорию "концентрических кругов" внешнеполитических обязательств. В соответствии с ней выделяются магрибинский, арабский, исламский, африканский "пояса ответственности".
После 7 ноября 1987 г. тунисское правительство сделало целый ряд практических шагов, направленных на создание фундамента магрибинского общества. Уже в декабре были восстановлены дипломатические отношения с Ливией, что дало "зеленый свет" расширению экономического сотрудничества двух стран, в том числе по разработке ресурсов континентального шельфа. Первой зарубежной поездкой президента Бен Али стал визит в Алжир. В ходе алжирского совещания глав арабских государств Тунис выступил инициатором проведения первой в истории встречи на высшем уровне пяти магрибинских государств, которая и состоялась 10 июня 1988 года. На основе ее решений были созданы и начали свою деятельность высшая и отраслевые магрибинские комиссии. 17 февраля 1989 г. в Марракеше руководители Марокко, Туниса, Алжира, Ливии и Мавритании подписали Договор о создании Союза Арабского Магриба (САМ), что, по замыслу его основателей, призвано было "содействовать социально-экономическому развитию стран региона путем сбалансированного использования их материальных, природных и людских ресурсов". В развитии магрибинских отношений Тунис делал основной упор на экономическую интеграцию и создание североафриканского общего рынка.
Тунис заслужил репутацию страны диалога и дружбы, ее часто выбирают местом проведения различных международных встреч. В 2003 г. в своем интервью корреспонденту ИТАР-ТАСС президент Туниса подчеркнул, что "в настоящее время человечеству необходимо задуматься, чтобы выйти из ситуации конфронтации и конфликтов и открыть новую страницу в отношениях солидарности и сотрудничества между всеми народами мира" (22).
Правительство Туниса проводит политику приоритетного развития сферы образования, науки и высоких технологий. Столица страны была выбрана в качестве места проведения организованного под эгидой ООН Всемирного саммита по информационному обществу (16 - 18 ноября 2005 г.), в котором участвовали представители 170 стран. С мая 2004 г. Бен Али является председателем Лиги арабских государств (ЛАГ).
Впрочем экономическая и социальная ситуация в первые годы правления Бен Али оставалась тревожной. В Тунисе насчитывалось около 300 тыс. безработных. И хотя социальные тяготы не отразились на популярности главы государства, первые речи Бен Али свидетельствовали о том, что его ожидают трудные решения. Президент осознавал, что внедрять новшества будет особенно сложно именно в социально-экономической сфере. Как отмечали тогда тунисские газеты, помимо гласности, это будет второй и возможно главной проблемой, которой придется заниматься новому хозяину Карфагенского дворца.
Многие зарубежные исследователи предполагали, что после прихода к власти Бен Али, как представитель военной элиты, в управлении страной будет опираться на репрессивный аппарат и принимать общие политические решения, передоверив экономические вопросы своему премьер-министру (как это было в эпоху Бургибы). Однако президент опроверг этот прогноз. Достаточно быстро сориентировавшись в экономической проблематике, он сам проводил совещания по главным экономическим вопросам, приводя иногда в замешательство своих министров доскональным знанием сути обсуждаемой проблемы, и нередко отправлял представляемый доклад на доработку. По свидетельству одного из участников таких совещаний, на столе у Бен Али наряду с досье по обсуждаемой проблеме всегда лежало множество специальных карточек с информацией по отдельным вопросам, с которыми он постоянно сверялся, проводя дискуссию в деловом ритме, не тратя время на общие рассуждения. Такого же подхода к работе он требовал и от своих министров (23).
К 1989 г. под руководством президента была выработана экономическая программа, предлагавшая решить сразу несколько проблем. Прежде всего, три ключевые: увеличить объем капиталовложений для подъема производства, стимулировать экспорт национальной продукции и создать наиболее возможное число рабочих мест для безработных. "Если оздоровление экономики состоится, - заявил Бен Али, - это станет решающим аргументом в пользу нового руководства, которое стремится дополнить политические реформы хозяйственными успехами... В конце концов, на этом будет зиждиться внутренняя стабильность" (24).
Основой экономической стратегии развития стала либерализация экономики, приватизация нерентабельных предприятий госсектора и развитие частного предпринимательства. Такие меры привели к значительным положительным сдвигам в экономической сфере: с 1987 г. годовой прирост ВВП составлял в среднем 4 - 5%, экспорта - 6%, уровень капиталовложений - 26%. В период с 1986 по 1996 гг. дефицит бюджета снизился с 5 до 3%, инфляция уменьшилась с 9 до 5%, уровень внешней задолженности за это же время снизился с 60 до 51% (25). Был обеспечен стабильный прирост валового внутреннего продукта, составлявший в 2003 - 2006 гг. 5,5% ежегодно, доход на душу населения достиг 2890 долл., в два раза сократилось число обитателей трущоб. Сформировался средний класс, составляющий сейчас 80% населения страны (26). Таким образом, Тунис превратился в динамично развивающееся государство с одним из самых высоких в Африке уровнем жизни. Все это было достигнуто не благодаря нефтедолларам, а исключительно в результате продуманной экономической и социальной политики (сами тунисцы считают благом, что их страна не относится к числу нефтедобывающих и они должны полагаться только на свои собственные силы).
Международные эксперты сходятся во мнении, что правительство этой страны, возглавляемое Бен Али, "твердо управляет экономикой, осуществляя программу структурного регулирования под контролем МВФ и Всемирного банка" (27). В 1995 г. Тунис стал первой арабской страной в Средиземноморье, подписавшей соглашение о свободной торговле с Европейским Союзом. "Тунисцы вновь обрели свою национальную гордость, - заявил Бен Али. - Несмотря на существующие социально-экономические трудности, они смотрят в будущее с оптимизмом" (28).
Еще одной серьезной проблемой, которая требовала незамедлительного решения, стал исламский экстремизм. По мнению местных политических наблюдателей, чтобы провести чистку в политических институтах власти и призвать к порядку ряд министров, нужна была лишь воля. А для того, чтобы обезвредить движение протеста исламских фундаменталистов, требовалось гораздо больше: и такт, и осторожность, и твердость, и хитрость. Бен Али ярко проявил все эти качества.
Вначале президент проводил более гибкую политику по отношению к исламистам, чем его предшественник, решив сделать официальный ислам своим союзником. Став президентом, он амнистировал осужденных за религиозную деятельность, заявил об арабо-мусульманской направленности своей политики, разрешил телевизионную трансляцию молитв и привлек представителя исламистов к подписанию Национального пакта. В этот период Управление религиозных культов из состава МВД было передано в аппарат премьер-министра. Расширился состав Высшего религиозного совета при президенте страны, было создано Министерство по делам религии, вновь открылся духовный университет аз-Зейтуна. Тем не менее, важной целью национальной политики в этот период становится деполитизация мечетей и невмешательство религиозных деятелей в формирование политической позиции граждан. Отделение религии от политики, как один из принципов современной политической системы Туниса, было закреплено в принятом 3 мая 1988 г. Законе N 34 о мечетях. Этот закон устанавливал запрет на проведение в мечетях любых собраний и манифестаций не культового назначения. Нарушители этого запрета, а также лица, призывающие в мечетях к свержению законной государственной власти, наказываются лишением свободы и крупными денежными штрафами.
Переломным моментом в отношениях между властями и исламистами стал 1989 год, когда на парламентских выборах исламисты получили в отдельных регионах от 13 до 20% голосов. Тогда власти запретили партии религиозной ориентации, а после инцидента в феврале 1991 г., когда группа молодых исламистов взяла штурмом штаб-квартиру партии ДКО в столичном квартале Баб Суика, режим начал настоящую охоту на исламистов. В мае 1991 г. тунисские спецслужбы раскрыли подготовку исламистами государственного переворота. Последовали массовые аресты, особый размах приняли судебные процессы: практически все руководство исламской партии ан-Нахда (Возрождение) (кроме эмигрировавшего руководителя партии Р. Ганнуши) было осуждено на различные сроки заключения, вплоть до пожизненного. Лишившись основного руководящего состава, движение перестало представлять политическую угрозу. По обвинениям в подрыве безопасности государства и попытке покушения на президента республики перед судом предстали около 300 сторонников ан-Нахды. Их дела были рассмотрены на открытых процессах в присутствии иностранных журналистов. Объявив войну исламистам, Бен Али действовал по двум направлениям: с одной стороны он безжалостно расправлялся с активистами ан-Нахды, с другой - принял целый ряд социальных мер и, прежде всего, начал реформу национального образования и широкомасштабную программу по развитию отдаленных регионов страны. Наиболее сильный удар по тунисским исламистам нанес министр образования Мухаммед Шарфи, юрист, бывший председатель Лиги защиты прав человека. М. Шарфи подверг реформе все учебники и школьные программы. В ходе длительной войны ему удалось заменить исламистски настроенных преподавателей. Исламисты обвинили Шарфи в том, что он лишил тунисцев источника духовности - ислама. В ответ министр заявил: "Я намерен идти еще дальше. Надо обратить внимание на общую культуру. Специализация на уровне среднего образования является катастрофой. Точные науки опасны. Они создают квадратный рассудок. Это - лучший способ воспитать фанатиков. Напротив, гуманитарные науки формируют демократов. Цель моей реформы - предоставить минимальный гарантированный уровень культуры будущим поколениям. Я вернул в программу Вольтера. Школьник, однажды прочитавший Вольтера, никогда не будет исламистом" (29).
Параллелльно с этим, тунисский режим выдвинул лозунг "религия для всех", что подразумевало, что ни одно политическое движение не может устанавливать монополию на ислам. "Фундаментализм - это отрицание демократии, - подчеркнул президент, - и, следовательно, отрицание свободы и прогресса... Прибегая к насилию и убийствам, фундаменталисты доказывают, что их мотивация вовсе не религиозная, а исключительно политическая. Религия служит для них просто политической приманкой. Они провозглашают монополию на религию, в то время как религия - всеобщее достояние" (30), и, следовательно, ни одно движение не может ее монополизировать. Бен Али заявил, что "только государство и оно одно должно заботиться о расцвете и развитии ислама" (31). Отделяя ислам от политики, он стремится придавать ему, прежде всего, социально-просветительские функции: религиозные организации, не занимающиеся политикой, издают школьные учебники и книги для детей; снова поднят авторитет главной мечети аз-Зейтуны, готовятся кадры имамов. С началом процесса "Обновление" в Тунисе было построено более тысячи мечетей. Ислам получает новое направление, не связанное с политикой (в дни Священного Рамадана готовятся угощения для престарелых и больных, для лучших знатоков Корана учреждены президентские премии и т.д.) "Согласно законам и Конституции Туниса, в нашей стране нет места религиозным партиям, - сказал президент в интервью "Файненшиал Таймс". - Пока я здесь, в качестве президента или нет, я буду продолжать бороться против создания религиозной партии. Это мое убеждение" (32).
Подчеркивая в своей повседневной деятельности приверженность исламу и мусульманским традициям, тунисский режим проводит жесткий курс на его отделение от политики и направляет религиозную деятельность в культурно-просветительскую сферу.
Еще одним важным фактором, препятствующим распространению исламизма в Тунисе, стали женщины, которые имеют такие права, каких нет ни в одной арабской стране вплоть до настоящего времени (33). В августе 1992 г. в результате принятия по инициативе президента нового законодательного акта эти права были значительно расширены: теперь ущемление женщины в правах преследуется по закону, женщина может получить паспорт без согласия мужа или отца, а государство берет на себя ответственность оказывать помощь разведенным женщинам, в частности, в получении алиментов. Все эти шаги президента создали мощную социальную опору в противостоянии исламизму. Женщин сейчас 11,5% в парламенте и 20,5% в муниципальных органах власти (34).
Чтобы не оттолкнуть от себя миллионы верующих, Бен Али совершил паломничество в Мекку, поцеловав черный камень, чем вызвал восторг народных масс Туниса. В одной из газет даже появился репортаж об этой поездке, который назывался "Ислам в сердце". Многие наблюдатели расценили этот шаг президента как желание привлечь на свою сторону народные массы, исповедующие умеренный ислам, и выбить почву из-под ног непримиримых исламистов. "У нас здоровая страна, - сказал президент, - и нам нечего бояться "алжирской заразы" (35).
Тем не менее, не все разделяют действия Бен Али, направленные на полный запрет деятельности партии ан-Нахда и устранение ее с политической арены. Активисты по правам человека в Тунисе осуждают этот шаг с его стороны, они указывают также и на контроль президента за другими оппозиционными партиями и прессой. Среди части тунисцев бытует мнение, что по своей подготовке "президент является полицейским..., поскольку пришел на политическую арену в качестве министра внутренних дел, и что именно при нем на авансцену выдвинулась полиция, численность которой при Бен Али была увеличена в четыре раза по сравнению с периодом правления Бургибы". По мнению обозревателя французской газеты "Монд дипломатик", во времена Бургибы "пространство свободы было больше, чем сейчас. Ведущее профессиональное объединение - Всеобщий союз тунисских трудящихся, хотя и ослабленное к концу правления Бургибы, служило все же самым влиятельным противовесом власти. Теперь оно является лишь инструментом в руках руководящей верхушки, стремящейся к приватизации экономики", "единственной свободой, которую предоставило правительство Туниса народу, является свободный рынок" (36). Западные наблюдатели охарактеризовали этот процесс как "сползание к просвещенному авторитарному центральному руководству" (37); они считают, что "страна живет не плохо, но это не демократия" (38). И, тем не менее, никто из критиков Бен Али не может отрицать, что большая часть населения Туниса согласна с такими ограничениями, поскольку главным для них является стабильность и экономический рост в своей стране. К тому же гражданская война в соседнем Алжире в 1990-е годы сильно напугала либерально настроенный средний класс Туниса.
Подводя итог своей деятельности, Бен Али сказал: "Страна может гордиться своими многочисленными достижениями... Мы смогли сохранить взаимодополняемость между реформами политическими, экономическими и социальными. Достигнуто примирение между обществом и государством, между тунисцами, представляющими все политические силы. Положение в стране изменилось в исключительно позитивную сторону, благодаря результатам наших реформ" (39). Ключ к тому, чтобы представить успехи Туниса под руководством Бен Али в исторической перспективе, дал известный в стране ученый, министр культуры А. Хермасси. "Вполне очевидно, - размышлял он, - что все "великие идеологии" переживают кризис. Касается ли это панарабизма или панисламизма, ясно одно, что мы живем в более сложном мире и во время, когда люди не стремятся к самым простым решениям. В такой постидеологический период люди будут судить о своем руководстве по тем возможностям в жизни, которые оно им предоставляет" (40).
О личной жизни Бен Али известно крайне мало. Проводить время с семьей за государственными делами почти не удается. Мало кто видел его жену и пятерых детей даже на фотографии. Говорят, особую привязанность президент испытывает к любимой внучке Мариам, на общение с которой выкраивает редкие минуты отдыха, равно как и на обязательные утренние пробежки. Живет и работает президент в резиденции, которая расположена в Карфагене.
Бен Али, по оценкам различных наблюдателей, пользуется неоспоримым авторитетом среди населения, руководства и в армии. Он чутко реагирует на изменения в обстановке, вносит требующиеся коррективы в проводимую политику. Важным политическим событием в Тунисе стали проходившие в 2004 г. очередные президентские и парламентские выборы (41). В президентской кампании кроме действующего президента участвовали еще три кандидата: генеральный секретарь Партии народного единства (ПНЕ) Мухаммед Бушиха, лидер партии "Обновление" Мухаммед Али Халуани и президент Социально-либеральной партии (СЛП) Мухаммед Мунир Бежи. Как и предполагали практически все обозреватели, триумфальную победу 24 октября 2004 г. вновь одержал действующий президент, за которого проголосовало 94,49% избирателей. И дело не в том, что его соперники были недостойны занимать этот пост, просто действующий президент воспринимается как неоспоримый лидер нации, с именем которого ассоциируется успех Туниса во всех областях современного развития.
Многие цели, которые поставил перед страной Бен Али, достигнуты. Опираясь на партийно-государственный аппарат, руководство страны смогло в короткие исторические сроки укрепить стабильность, развить экономику и социальную сферу, не только сохранив, но и укрепив все атрибуты суверенного национального государства. Придав оппозиции легальные формы самого широкого спектра и одновременно взяв ее под жесткий, но конституционный административно-государственный контроль, тунисское руководство лишило ее необходимости уходить в подполье и изнутри подтачивать устои государства.
Фактически по каждому показателю, характеризующему человеческую деятельность - от средней продолжительности жизни до охвата школьным обучением и детской смертности - Всемирный банк считает Тунис исключительно успешным в своем развитии. Согласно опубликованному им в 1998 г. докладу, "по достижениям в экономике Тунис стал примером, которому должны следовать другие страны Ближнего Востока и Северной Африки" (42). С 1997 г. Тунис достиг уровня ежегодного экономического роста в среднем 5% в год и стал привлекательным для инвестиций. В стране находится примерно 2500 иностранных компаний. Тунис вышел на первое место в Африке в плане конкурентоспособности и был включен в список 80 наиболее развитых государств мира (43). Бен Али получил признание как один из самых успешных лидеров не только на Ближнем Востоке, но и во всем мире. Организация "Международная амнистия" отметила, что в Тунисе нет проблем с соблюдением прав человека.
Новый политический климат, возникший в стране в 1990-е годы, возродил в тунисцах "их древние черты инициативного народа, которые им были свойственны со времен Карфагена - империи морей. Они стали искать новые источники богатства, расширения производства и торговли, что стало важнейшим стимулом нынешнего экономического роста страны" (44), важнейшим фактором ее политической стабильности. Умело контролируя политический процесс в сочетании с проведением последовательного курса на экономическую либерализацию с достаточно благоприятной экономической конъюнктурой, действующей власти удается до настоящего времени удерживать основные рычаги управления, причем доказывая это в конкурентной борьбе с другими силами. В политическом режиме современного Туниса можно заметить элементы "просвещенного авторитаризма", определяющегося как "режим, ориентированный на развитие, ограничивающий демократию, но соблюдающий права человека; режим, обеспечивающий экономическое и социальное развитие" (45). При этом огромное значение для продвижения страны по пути реформ имеет роль лидера государства, его авторитет не только внутри страны, но и на международной арене. Президент Бен Али проявил себя мудрым политиком, умело маневрируя в меняющейся политической обстановке, он смог провести линию на усиление своих позиций в обществе и укрепление личной власти, однако делал это, как отметил парижский еженедельник "Жен Африк", "железной рукой в бархатной перчатке".

Примечания:
1. Altaseco de poche. P. 1994.
2. Обращение президента Туниса. ИТАР-ТАСС, 8.11.1987.
3. ИТАР-ТАСС, 10.11.1987.
4. Московский комсомолец. 6.11.2000.
5. Обращение президента Туниса.
6. Elite, Pouvoir et Legitimate au Maghreb. P. 1973, p. 186.
7. КАПИТОНОВ К. А. Ближний Восток в лицах. М. 1998, с. 52.
8. Там же, с. 53.
9. 18 января - первый арест Бургибы; 1 июля - триумфальное возвращение Бургибы в Тунис; 3 августа - день рождения Бургибы.
10. КАПИТОНОВ К. А. Ук. соч., с. 59.
11. ГЕЙЕР ДЖ. АНН. Тунис: 10 лет пребывания у власти президента Бен Али. ИТАР-ТАСС, 19.05.1998.
12. Jeune Afrique. 8 aout 1988.
13. Le Nouvel Observateur. N 9, Septembre, 1988, p. 9.
14. La Constitution de la Republique Tunisienne. Publications de l'lmpreraerie Officielle de la Republique Tunisienne. Tunis. 1995. По форме правления Тунис и после 1988 г. оставался монократической республикой, характеризующейся сосредоточением основных прерогатив государственной власти в руках президента. Однако, внесенные в Основной закон поправки предусматривали, что президент Туниса избирается на пятилетний срок путем всеобщих и прямых выборов на основе тайного голосования. Переизбрание одного и того же лица на президентский пост допускалось не более двух сроков подряд (статья 39). Упразднив институт пожизненного президентства, новая редакция Конституции установила не только нижнюю границу возрастного ценза для претендента на президентский пост (40 лет), но и его верхний предел - 70 лет (статья 40). Тунисская Конституция предусматривала, что президент страны выступает и как глава государства, и как лицо, осуществляющее исполнительную власть (статья 49). Облекая президента исполнительной властью, Основной закон подчеркивал, что она осуществляется главой государства при содействии правительства (статья 50). Важнейшей прерогативой президента как главы исполнительной власти было наблюдение за исполнением законов (статья 53). Президенту предоставлялась также возможность влиять на сферу законотворчества. Ему принадлежало право законодательной инициативы. При этом, президентские законопроекты должны были рассматриваться парламентом в приоритетном порядке (статья 28). Конституция предусматривала, что Палата депутатов вправе делегировать президенту полномочия по принятию декретов, имеющих силу закона, по определенному кругу вопросов, включая и те, которые входят в компетенцию самого парламента, и на определенный срок (статьи 28, 31). Статья 41 реформированной Конституции объявляла президента "гарантом уважения Основного закона, а также естественного функционирования всего государственного механизма". Для реализации этого положения при президенте был учрежден Конституционный совет Республики, созданный в декабре 1987 года. Этот орган состоял из 11 членов, назначаемых главой государства, и наделялся совещательными полномочиями. Он должен был представлять президенту свои заключения по вопросам контроля над соответствием Конституции принимаемых законопроектов и деятельности всей системы государственных институтов. Заключения Конституционного совета должны были носить конфиденциальный характер и предназначаться только для президента. Внесенные в Конституцию поправки лишь в незначительной степени меняли существовавшее ранее положение. Президент вновь наделялся чрезвычайно широкими полномочиями. Оставаясь центральным звеном в государственно-политической системе, он, по существу, подчинял себе оба высших органа государства - парламент и правительство. Обладая парламентским большинством, состоящим из членов ДКО, президент на практике усиливал свою роль в сфере законотворчества. Это происходило потому, что, являясь и лидером правящей партии, он мог жестко контролировать депутатский корпус через механизм партийной дисциплины.
15. Le Pacte National. Agence Tunisienne de communication exterieure. Tunis. 1993.
16. JeuneAfrique. 6 avril 1989.
17. ГУЧЕТЛЬ Г. И. Демократизация в арабском мире: опыт Туниса и Сирии. М. 1999, с. 81.
18. Jeune Afrique. 9 octobre 1989.
19. Washington Times. 21.05.1998.
20. Monde diplomatique. 4 - 11.02.1997.
21. Le Figaro. 2 aout 1994.
22. Интервью президента Туниса. ИТАР-ТАСС, 8.07.2003.
23. ДОЛГОВ Б. В. Исламизм и демократия в мусульманских странах (на примере Туниса). Ближний Восток и современность. М. 2006, с. 42.
24. JeuneAfrique. 9 octobre 1989.
25. Magreb-Machrek. 1997, N 157, p. 5.
26. БОРИСОВ А. Б. Исламизм в странах Магриба: причины и последствия распространения. - Восток. 2004, N 6, с. 122.
27. The Economist. 1998, 31 January, P. 46.
28. ЗИН ЭЛЬ-АБИДИН БЕН АЛИ. Великие перемены. Речи и выступления. М. 2003, с. 61.
29. БАБКИН С. Э. Движения политического ислама в Северной Африке. М. 2000, с. 213.
30. ЗИН ЭЛЬ-АБИДИН БЕН АЛИ. Ук. соч., с. 122.
31. LEVEAU R. La Tunisie du President Ben Ali. - Maghreb-Machrek. 1989, N 124, p. 7.
32. FinancialTimes. 27.07.1994.
33. Кроме принятия Кодекса законов о личном статусе сразу после достижения политической независимости, который, в частности, упразднил полигамию, запретил принудительные браки, установил судебную процедуру развода и положил конец практике одностороннего расторжения брака, в дальнейшем был пересмотрен и целый ряд законодательных положений, касающихся прав женщин. Было создано Министерство по делам женщин и семьи, а в 1991 г. сформирован отдельный правительственный орган - Центр научных исследований, документации и информации в интересах женщин (ЦНИДИЖ). По данным этой организации, в нынешнем составе правительства насчитывается четыре женщины-министра; имеется также три женщины-посла и 21 женщина-депутат. В 1991 г. в Тунисе был создан орган, призванный защищать и гарантировать права человека на национальном уровне - Высший комитет по правам человека и основным свободам, который является консультативным органом при президенте Республики. В октябре 1997 г. было создано специальное министерство, занимающееся исключительно правами человека. Между тем, существует и целый ряд ограничений в общественной жизни. С 1988 г. в Тунисе была легализована установка антенн спутникового телевидения, однако для ее приобретения требуется предварительное административное разрешение министра связи, которое выдается на основании заявления председателя соответствующей местной общины. Наиболее серьезные ограничения существуют в отношении системы "Интернет". В 1996 г. было создано агентство "Тунис - Интернет" (АТИ) с целью поощрения новых видов связи; в 1997 г. оно стало государственным оператором сети, под эгидой которого функционируют две частные компании, обеспечивающие абонентское подключение к системе "Интернет" по более низким ценам. В результате этого сеть "Интернет" стала более доступной и менее дорогой в использовании, а число новых абонентов с 1997 г. увеличилось в три раза.
34. Интервью президента Туниса. ИТАР-ТАСС, 8.07.2003.
35. Le Figaro. 2 aout 1994.
36. Monde diplomatique. 4 - 11.02.1997.
37. Washington Times. 21.05.1998.
38. The Economist. 1998, 31 January, p. 46.
39. ЗИН ЭЛЬ-АБИДИН БЕН АЛИ. Ук. соч., с. 61.
40. Washington Times. 19.05.1998.
41. Этим выборам предшествовали внесенные в 2002 г. и одобренные на общенациональном референдуме изменения в тунисской конституции. Согласно этим изменениям была сформирована вторая палата тунисского парламента - консультативный совет и наряду с этим были упразднены ограничения на переизбрание президента на следующий срок и увеличен предельный возраст для претендента на президентский пост (до 75 лет). Это позволило действующему президенту выставить свою кандидатуру на пост президента на четвертый срок (2004 - 2009 гг.).
42. New African Yearbook. L. 1997 - 1998, P. 483.
43. The Development Strategy 1992 - 1996. Tunisian External Communication Agency. Tunis. 1997.
44. САДОВСКАЯ Л. М. Политический портрет Зин аль-Абидин бен Али. Современные африканские лидеры. Политические портреты. М. 2001, с. 66.
45. ВАСИЛЬЕВ А. М. Гражданское общество в Африке: реалии и мифы. - Восток. 1995, N 2, с. 14.

Вопросы истории, № 1, Сентябрь 2009, C. 21-35
Сапронова Марина Анатольевна - кандидат исторических наук, доцент МГИМО(У) МИД РФ.

No comments:

Post a Comment