Saturday, September 24, 2011

Егоров А.А. Министр наполеоновской полиции Фуше

Временное правительство и конструирование Предпарламента / С. Е. Руднева

Национализация земли в теоретических схемах большевиков и в реальности / Г.И. Шмелев

Причины гибели великого князя Святослава I Игоревича / Е. В. Климов

В историографии сложилось достаточно устойчивое мнение о том, что в гибели великого киевского князя Святослава I у днепровских порогов от рук печенегов были заинтересованы, прежде всего, византийцы. Они боялись, что Святослав после поражения под Доростолом соберет новые дружины и совершит поход на Империю. В. Н. Татищев писал по этому поводу: "Святослав пошел в ладьях; переяславцы же, бывшие болгары, послали тайно к печенегам сказать, что Святослав, взяв многое имение у греков и полон, идет в Русь с малым войском"1.

Реформа Государственного Совета 1906 Года / А. П. Бородин

В начале XIX в. в системе высших государственных учреждений России появилось новое - Государственный совет 1 . Формально это был законосовещательный орган, однако вряд ли можно безоговорочно считать его "учреждением абсолютистской монархии" 2 . В действительности Гос. совет играл самостоятельную роль в выработке крупных решений 3 , причем случаи утверждения царем мнения меньшинства Гос. совета были исключительно редки 4 , а немалое количество случаев несогласия царя с решениями Гос. совета свидетельствует о независимости формулировавшихся в его среде мнений.

Wednesday, September 21, 2011

Антиалкогольные кампании XX века в России / А. В. Николаев

Проблема пьянства неоднократно становилась предметом оживленных дискуссий в российском обществе, которые иногда сопровождались организацией массовых антиалкогольных кампаний. При этом не уделяется внимания опыту борьбы с алкоголизмом в первой половине XX века. Несмотря на очевидную практическую актуальность, тема остается одной из малоизученных.
Об алкоголизме в начале XX в. писали в основном непосредственные участники трезвенного движения 1. Важными источниками являются Труды Комиссии по вопросу об алкоголизме, материалы съездов по борьбе с пьянством2.

1914 год: быть войне или не быть / В.Н. Виноградов

Каждый год 11 ноября в 11 часов утра президент Франции с цветами в руках, окруженный детьми, идет к Триумфальной арке и возлагает венок к могиле Неизвестного солдата. Страна замирает. Гремит артиллерийский салют, звонят колокола. Франция чтит память героев Великой первой мировой войны - 1 млн. 300 тыс. убитых, множества раненых и искалеченных, вспоминает опустошенный север страны.
Война прошла смерчем по полям и городам России, Сербии, Бельгии, Польши, Румынии, Греции, Македонии, Черногории, Литвы и Латвии. Великобритани стала жертвой беспощадной подводной блокады.

1937: выборы как мистификация, террор как реальность / И. В. Павлова

В литературе, посвященной Большому террору, долгое время в тени оставал­ся тот факт, что одновременно с массовыми репрессиями проводилась ши­рокомасштабная избирательная кампания по выборам в Верховный Совет СССР согласно только что принятой Конституции. Новым обращением к этой теме в российской историографии мы обязаны Ю. Н. Жукову, который не только написал о подготовке Конституции 1936 г., но и вслед за амери­канским историком Д. Арч Гетти увидел в действиях И. В. Сталина намере­ние «провести первые выборы в Верховный Совет СССР как альтернатив­ные, состязательные... ради мирной, бескровной — в ходе предвыборной борьбы, в ходе альтернативных, состязательных выборов, — смены власти».

Sunday, September 18, 2011

Война за наследство в Испании / Л. И. Ивонина

До утверждения на испанском престоле династии Бурбонов Пиренейский полуостров пережил тяжелое время ожесточенной борьбы, расчленения страны на противоположные политические лагеря и подвластные им территории. Хотя испанское наследство являлось главным поводом для развязывания в Европе длительной войны (1701 - 1714 гг.), территория Испании была лишь одним из театров военных действий. События на Пиренейском полуострове развивались во время войны за испанское наследство стремительно и достаточно непредсказуемо.

Воспитанники русских мореходных классов в военном флоте Болгарии в начале XX в. / А. Н. Кожраров

Огромное влияние Российской империи на становление болгарской государственности и в особенности на ее флот после конца кампании на Балканах 1877 - 1878 гг. не вызывает сомнения: ему посвящены десятки трудов. Однако далеко не все аспекты этого феномена удовлетворительно исследованы, а некоторые и вовсе не анализированы. В частности подготовка болгарских морских офицеров тех времен представлена в публикациях однобоко. С одной стороны, в поле зрение авторов до сих пор попадали только воспитанники военных училищ1.

Джон Грэм Клэверхус / К. Н. Станков

Джон Грэм из Клэверхуса, шестой виконт Данди (1648 - 1689) - одна из наиболее колоритных фигур шотландской истории раннего нового времени. Он известен, в первую очередь, как видный деятель якобитского движения, возникшего на Британских островах в конце XVII века. Якобиты выступали за реставрацию Якова II Стюарта, низложенного в ходе Славной революции 1688 - 1689 гг., а после смерти последнего в 1701 г. - его наследников по прямой линии. В британской историографии Клэверхус считается, прежде всего, героем шотландской национальной истории. Однако без преувеличения можно сказать, что виконт Данди по масштабам деятельности вышел далеко за рамки своей исторической родины.

Сопротивление народов СССР депортациям (1941-1949 гг.) / Ф. Л. Синицын

Массовые депортации населения по национальному признаку, произведенные в СССР в 1941 - 1949 гг., были не только грубейшим нарушением законности и прав человека, но и сопровождались противостоянием между представителями государства (воинские части, оперработники НКВД и НКГБ) и насильственно выселяемыми людьми. При депортации этнических немцев (1941 г.)1, карачаевцев (1943 г.)2, калмыков (1943 - 1944 гг.)3, крымских татар4, турок-месхетинцев, курдов и хемшинов (1944 г.)5 значимых фактов сопротивления со стороны выселяемого "контингента" выявлено не было. Отдельные случаи были отмечены только в ходе арестов антисоветских элементов, проведенных при депортациях.

Wednesday, September 14, 2011

Купчихи допетровской России / В. Б. Перхавко

В эпоху Средневековья торговля считалась не женским занятием, хотя некоторые из купеческих жен и вдов вынуждены были приобщаться к сфере товарообмена. В состав крупных торговых сообществ древних русов, по свидетельству арабского автора Ибн-Фадлана, входили как ближайшие родственники его главы, так и зависимые люди, в том числе рабы и наложницы. Инструменты для взвешивания серебра (миниатюрные складные весы, гирьки-разновески) и монеты из нескольких отдельных женских захоронений X в., открытых в Гнездове под Смоленском, Тимиреве (в районе Ярославля), Шестовицах (под Черниговом), очевидно принадлежали женам богатых воинов-купцов1.

Портсмутский мир / И. В. Лукоянов

Портсмутский мир - не самая приятная страница в истории России, да и вся история русско-японской войны не вызывает большого энтузиазма у исследователей. Зато с размахом в 1999 г. отметили 150-летие со дня рождения СЮ. Витте. В адрес графа прозвучало огромное количество похвал, и нельзя сказать, что все они были обоснованны. Конечно, не обошлось и без того, чтобы упомянуть о роли Витте в завершении русско-японской войны. В целом же в историографии значение его в подписании Портсмутского мира оценивается по-разному.

Sunday, September 11, 2011

Франц Йозеф Штраус / Б. В. Петелин

История холодной войны вряд ли может быть объективно написана без обращения к конкретным ее участникам, тем политикам, так сказать, "второго ряда", которые в немалой степени содействовали продолжению холодной войны и чье имя с течением времени стало символом конфронтации между Западом и Востоком. К таким деятелям принадлежал Франц Иозеф Штраус - многолетний лидер правого крыла западногерманских консерваторов, председатель Христианско-социального союза (ХСС), премьер-министр правительства Баварии.

Saturday, September 10, 2011

Александр Александрович Половцов / С. А. Никитин

Первый биограф А. А. Половцова, изложив его жизненный путь, служебную карьеру и политические взгляды, начал вторую часть биографического очерка так: "Характеристика А. А. Половцова будет неполной, если не остановиться на его деятельности в Русском историческом обществе"1. Утверждение совершенно верное, но акценты следует расставить иначе: достопамятным человеком в русской истории Половцов останется отнюдь не потому, что он много лет был усердным и преуспевающим сенатским чиновником, затем сенатором, государственным секретарем, членом Государственного совета, а потому, во-первых, что был инициатором создания, организатором Русского исторического общества и в течение 43 лет его руководителем и, во-вторых, как автор Дневника почти за 50 лет, являющегося интереснейшим и важнейшим историческим источником.

Русский общевоинский союз: организация, цели и идеология / М. Л. Галас

Идея международной антибольшевистской организации возникла весной 1919 года. Центральный орган такой организации предполагалось сформировать из делегатов 18 стран, постоянное представительство разместить в одной из Скандинавских стран. Агентурная сеть организации, по замыслу бывшего судебного следователя Варшавского судебного округа, а впоследствии резидента врангелевских и деникинских спецслужб В. Г. Орлова, должна была проводить тотальную слежку за всеми советскими политическими деятелями и высшими военными чинами, как в России, так и за рубежом. В 1920 г. Орлов начинает осуществлять свою идею: обращается за профессиональной и финансовой поддержкой к руководителям разведывательных организаций Болгарии, Чехословакии, Германии, Франции, Великобритании. Идеолог "Белого Интернационала" бравировал своей "обширной агентурой" в советских центрах и предлагал ее услуги в обмен на сведения о въезде/выезде в указанные государства всех граждан РСФСР.

Thursday, September 8, 2011

Князь А.И. Урусов - личный враг Александра II / А.В. Степанова

До процесса В. И. Засулич (1878 г.) не было в пореформенной России более громкого дела, чем процесс по делу "нечаевцев". Достаточно сказать, что роман-предупреждение Ф. М. Достоевского "Бесы" был написан после изучения обстоятельств нашумевшего дела. Особую роль процесс "нечаевцев" сыграл и в судьбе выдающегося русского адвоката Александра Ивановича Урусова, ускорив его вступление в присяжные поверенные при Московской судебной палате и начало самостоятельной адвокатской деятельности (в процессе "нечаевцев" он участвовал в качестве помощника присяжного поверенного Я. И. Любимцева).
Делом "нечаевцев" (июль-сентябрь 1871 г.)1 правительство надеялось воспользоваться, чтобы очернить революционное движение, сорвав с него покрывало романтического героизма.

Wednesday, September 7, 2011

Железнодорожники в годы Великой Отечественной войны / С. В. Яшин

С началом Великой Отечественной войны путейцы, связисты, движенцы - практически все работники, поставленные в экстремальные условия, быстро и организованно перестраивали свою деятельность в соответствии с требованиями военного времени. Массовый трудовой героизм породил новые формы и методы работы железнодорожников: движение двух и трехсотников, выполняющих нормы на 200% и 300%. Машинисты большинства дорог стали переходить на лунинские методы работы, состоявшие в производстве текущего ремонта паровозов силами самой локомотивной бригады и увеличении пробега локомотивов между деповскими ремонтами.

Tuesday, September 6, 2011

Колдовство и колдовские болезни в средние века / Ю. Е. Арнаутова

Объяснение причины болезни колдовством - одно из наиболее распространенных и устойчивых верований, известное всем народам и просуществовавшее вплоть до наших дней. Заметное место занимали колдуны с их колдовством и в повседневной жизни средневековой Западной Европы, включая сферу объяснения причин и лечения болезней.
Христианство унаследовало эти верования от эпохи варварства. Устный характер и доминирующая роль традиции как механизма культуры, направленного на обеспечение ее устойчивости и приспособляемости к меняющимся условиям, позволили средневековой народной культуре сохранить эти верования даже тогда, когда христианский взгляд на мир, казалось бы, должен был господствовать во всех областях жизни. "Наколдованными", как правило, считались едва ли не любые внезапные заболевания, особенно со смертельным исходом, хотя предпочтение отдавалось скорее психическим