Friday, July 8, 2011

О господстве в воздухе немецкой авиации в начале Великой Отечественной войны / Ф. П. Ходеев

Тема господства в воздухе немецкой авиации в начале Великой Отечественной войны затрагивается во многих публикациях, посвященных прошедшей войне. При этом авторы, не давая, как правило, определения понятия господства в воздухе, либо признают этот факт без опоры на фактологическую базу1, либо подтверждают свой довод теми или иными исследованиями2, либо, что реже, так или иначе обходят его3.



Однако прежде чем говорить о господстве в воздухе, целесообразно, во-первых, определиться с этим понятием. Учитывая, что в "Советской военной энциклопедии" термин "господство в воздухе" трактуется через "решающее превосходство" и "существенное противодействие", суть которых не ясна, воспользуемся классическим определением теоретика воздушной войны генерала Дж. Дуэ: господствовать в воздухе - значит быть в состоянии воспрепятствовать неприятелю летать, сохраняя эту возможность за собой4. И далее он разъясняет: сторона, обладающая господством в воздухе с одной стороны, обладает возможностью предохранять всю свою территорию и акваторию от неприятельских воздушных нападений и лишает противника возможности каких бы то ни было воздушных действий; с другой стороны, он может предпринимать против неприятеля наступательные действия, которым противник не в состоянии ничем противодействовать. Одно из главных условий господства в воздухе - уничтожение или поражение (подавление) средств противовоздушной обороны (ПВО)5.

Во-вторых, отметим, что план "Барбаросса" не ставил перед Люфтваффе цели достижения господства в воздухе: "Задача военно-воздушных сил - высвободить такие силы для поддержки сухопутных войск при проведении Восточной кампании, чтобы можно было рассчитывать на быстрое завершение наземных операций и вместе с тем ограничить до минимума разрушения восточных областей Германии вражеской авиацией"6. Заметим, что в других планах германские штабисты ставили перед ВВС более амбициозные цели. Например, планом войны с Польшей "Вайс" Люфтваффе предписывалось "уничтожение в кратчайший срок польских ВВС"7. Планом войны с Великобританией "Зеелёве"8 предусматривалось: "Военно-воздушные силы уничтожают английскую авиацию и авиационную промышленность и добиваются превосходства9 в воздухе".

Вернемся к плану "Барбаросса". Что такое "минимум разрушений" и "достаточная степень" можно гадать. Но беда даже не в том, что цели, поставленные бессмысленным, по словам генерал-фельдмаршал К. фон Рундштедта, и, как оказалось, губительным планом "Барбаросса" были аморфные, а в том, что они одновременно не могли быть достигнуты теоретически. Цель должна быть одной. Это простое правило, вытекает из того факта, что для разных функций многих переменных (целей в зависимости от влияющих факторов) экстремумы (то есть оптимумы целей) в факторном пространстве могут совпасть только случайно, что давно зафиксировано в известной народной мудрости: за двумя зайцами погонишься,.. И вот результат: если во время войны с Францией начальник германского Генерального штаба Сухопутных сил Германии Ф. Гальдер на 9-й день войны констатирует превосходство немецкой авиации10, то ничего подобного вы не найдете в его записях, касающихся начала войны с СССР. Но на 3-й день войны он записывает: "Авиация противника, понесшая очень тяжелые потери (ориентировочно 2000 самолетов), полностью (здесь и далее курсив мой. - Ф. Х.) перебазировалась в тыл"11. Несмотря на то, что первая часть предложения противоречит второй, у генерала были основания для досады: уже в первый день войны наша авиация бомбила Кенигсберг и другие города Восточной Пруссии, при том, что советские бомбардировщики не понесли потерь12. И это не единственный случай ударов с воздуха по территории противника. 24 июня две группы бомбардировщиков ДБ-ЗФ и СБ-2 нанесли удар по военно-морской базе Констанца; и вновь наши самолеты потерь не имели13. В этот же день два самолета МБР-2 севернее м. Тахкунанина в Балтийском море обнаружили и потопили немецкую подводную лодку.

25 июня почти повторилась ситуация 22 июня, но уже для немецкой авиации. В этот день рано утром 236 бомбардировщиков и 224 истребителя ВВС Северного фронта, Северного и Балтийского флотов нанесли массированный удар по 19 аэродромам Финляндии и Северной Норвегии, где базировались 5-й воздушный флот Германии и ВВС Финляндии. Противник, застигнутый врасплох, не сумел оказать организованного противодействия. Наши летчики беспрепятственно произвели бомбометание по стоянкам самолетов, складам горючего и боеприпасов. В результате первого же удара был уничтожен и поврежден 41 вражеский самолет. Советская авиация при этом боевых потерь не имела. В последующие шесть дней по этим же аэродромам было нанесено еще несколько ударов. По данным воздушного фотоконтроля, наши летчики вывели из строя в общей сложности более 130 вражеских самолетов14. Получается, что советская авиация при вероломном нападении 22 июня действовала более организовано, чем немецкая три дня спустя.

26 июня два самолета МБР-2 в 30 км северо-западнее о.Даго (Хиума) в Финском заливе обнаружили и потопили еще одну немецкую подводную лодку. С 2 июля наша авиация стала бомбить нефтепромыслы и нефтеперерабатывающие заводы в Румынии, откуда питались горючим немецкие войска. 8 июля был нанесен массированный удар по 28 фронтовым аэродромам противника, где были уничтожены до 50 самолетов. В ночь на 5 августа группа из 5, самолетов ДБ-3Ф произвела разведку Берлина, причем противник не оказал ей никакого противодействия. А 8 августа состоялся первый удар наших бомбардировщиков по столице Германии15.

Данные факты, на наш взгляд, опровергают тезис о господстве немецкой авиации в начале Великой Отечественной войны: или есть господство, а значит территория и акватория господствующей стороны предохранена от неприятельских воздушных нападений, или своя территория и акватория не предохранена - значит нет и господства в воздухе.

Помимо того, что немецкая авиация не могла обеспечить безопасность своей территории и акватории от ударов с воздуха, она не смогла выполнить и еще одну задачу завоевания господства в воздухе - воспрепятствовать советской авиации летать. Более того, немецкий воздушный флот понес 22 июня 1941 г. самые тяжелые потери как за все время Великой Отечественной, так и второй мировой войны, наши истребители в воздушных боях в этот день уничтожили 613 вражеских самолетов. Разумеется, некоторое количество германских самолетов было уничтожено зенитной артиллерией (в том числе корабельной), часть потерь является следствием ударов по немецким аэродромам, но они в число 613 не входят. Всего немецы не досчитались за этот день 822 самолетов16. Никогда за один день войны германская авиация не несла таких потерь, как в тот летний, но хмурый, судя по фотографиям Москвы, день. Для сравнения: в Польше немецкие ВВС потеряли 67 истребителей, но за 40 дней боев; во Франции - 547, но за три месяца17; 17 августа 1940 г. в ходе битвы за Англию немцы потеряли 71 самолет - до начала войны с СССР это были самые большие однодневные потери Люфтваффе18.

Нужно отметить, что истребители И-16 и бомбардировщики СБ, относимые некоторыми авторами, как правило, к "устаревшим", офицер связи при главнокомандующем ВВС Германии генерал Конрад в своем докладе оценивал как "хорошие"19. Но в подготовке наши летчики, по мнению генерала Ешоннека, уступали немецким. Судя по потерям в этом они ошиблись. Далее мы приведем примеры мастерства и самоотверженности наших летчиков.

Учитывая, что основным доводом в пользу наличия господства немецкой авиации используется тезис о наших "устаревших" самолетах, оценим структуру потерь. Причем проанализируем только подтвержденные независимыми наблюдателями победы советской авиации за первый день войны именно в воздушных боях. По нашим подсчетам таких было 75 (из 613). Больше всего побед (29,3%) одержано на истребителе И-16, на втором месте истребитель-биплан И-153 (17,3%). Если же рассматривать период с 22 по 30 июня включительно, за который было подтверждено уничтожение 141 вражеского самолета, то процент зарегистрированных побед на И-16 возрастет до 39%, а на И-153 уменьшится до 15% и почти сравняется с победами на истребителе МиГ-3 (12,77%).

Большинство сбитых нашей авиацией самолетов, как в первый день, так и суммарно за июнь, составили бомбардировщики разных типов, а на втором месте оказались истребители "Мессершмитт Bf-109". При этом в подавляющем большинстве случаев сбивали их наши истребители И-16 и И-153 (почти 54%). Отметим, что в 25,5% побед за июнь тип нашего самолета-победителя не был установлен независимым источником. В целом почти в 25% случаев победы были одержаны на истребителе И-153 "Чайка". Да, действительно этот истребитель даже 1939 г. выпуска был устаревающим бипланом, уступавшим в скорости немецкому истребителю "Мессершмитт Bf-109E3". Но скороподъемность и особенно время виража у него были заметно выше, поэтому в опытных руках это была не безобидная "пташка". Так, первым пилотом, добившимся пяти побед в этой войне, был И. Н. Калабушкин (123-й истребительный авиаполк), который за три вылета 22 июня именно на И-153 сбил один Bf-109 и по два бомбардировщика Ju-88 и He-111. Бой между лейтенантом П. А. Кузьминым (127-й истребительный авиаполк) на И-153 и ветераном испанской войны В. Шеллманном на Bf-109E разворачивался следующим образом: летчики схватились в окрестностях г. Гродно в первый день войны; при этом И-153, не только удачно маневрируя уходил от атак, но и сам нападал на "Мессершмитт". После того, как кончились патроны и терять было нечего, "Чайка" пошла в лобовую атаку, а Шеллманн оробел и едва успел увернуться. Кузьмин выполнял маневр еще дважды, и дважды Шеллманн спасался от тарана, однако на четвертый раз И-153 все же таранил "Мессершмитт". Кузьмин при этом погиб, а Шеллманн смог выпрыгнуть с парашютом20.

Завоеванию немцами господства в воздухе успешно противодействовала и наша ПВО. Авиация противника, в соответствии с планом "Барбаросса", чтобы не допустить отхода советских войск, предпринимала неоднократные попытки разрушить важнейшие мосты через реки Днестр, Буг, Днепр. Так, 29 июня 50 самолетов противника пытались вывести из строя мост через Днестр в районе Бендер. Но удар оказался безрезультатным, с потерями для нападавших. Отметим, что все основные мосты через крупные реки были сохранены войсками ПВО от разрушения вплоть до отхода наших частей. Таким образом главная идея плана войны с СССР в самом ее начале провалилась из-за того, что немецкая авиация не смогла уничтожить или поразить (подавить) советскую ПВО. Идея господства в воздухе не предполагает обстановку, когда господствующая сторона не в состоянии решить поставленную перед ней задачу.

Приведенные исторические факты неопровержимо свидетельствуют: Германия не смогла в начале Великой Отечественной войны лишить советскую авиацию возможности действий в воздухе, а наступательным действиям немецкой авиации наши летчики и система ПВО ощутимо противодействовали. Если в части касающейся противодействия наши ожидания не совпадали с действительностью, то это не значит, что немецкая авиация обладала господством. Немецкие источники так оценивают ситуацию: "...Потери немецкой авиации не были такими незначительными, как думали некоторые. За первые 14 дней боев было потеряно самолетов даже больше, чем в любом из последующих аналогичных промежутков времени. За период с 22 июня по 5 июля 1941 г. немецкие ВВС потеряли 807 самолетов всех типов, а за период с 6 по 19 июля - 477. Эти потери говорят о том, что, несмотря на достигнутую немцами внезапность, русские сумели найти время и силы для оказания решительного противодействия"21.

Примечания:
1. История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941 - 1945 гг. Т. 2. Отражение советским народом вероломного нападения фашистской Германии на СССР. Создание условий для коренного перелома в войне (июнь 1941 г. - ноябрь 1942 г.). М. 1961, с. 16.
2. ШВАБЕДИССЕН В. Сталинские соколы: Анализ действий советской авиации в 1941 - 1945 гг. Мн. 2001, с. 46.
3. Советские Военно-воздушные силы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. М. 1968, с. 29.
4. ДУЭ ДЖ. Господство в воздухе. Сборник трудов по вопросам воздушной войны. М. 1936, с. 69.
5. См.: ЗЕЛИН А. Н. ВВС России: новый облик. - Красная звезда, 18.08.2010.
6. http://soviet-history.com/doc/1940/1940_12_18_barbarossa.php; История Второй мировой войны 1939 - 1945 в 12 т. Т. 3. Начало войны. Подготовка агрессии против СССР. М. 1974, с. 666.
7. Год кризиса 1938 - 1939. Док. и мат. в 2 т. (http://www.katynbooks.ru/year/200.htm#265doc).
8. . http://www.mihistory.kiev.ua/HWW/reich/Plany/Seelewe/direktiva.htm
9. Термин "превосходство" идентичен термину "господство". См.: ДЕЙНЕКИН П. С. Россию окружают иностранные войска. - Независимая газета, 04.09.2004.
10. ГАЛЬДЕР Ф. Военный дневник. Ежедневные записи начальника Генерального штаба Сухопутных войск 1939 - 1942 гг. М. 1968 - 1971. Запись от 19.05.1940 г.
11. Там же, запись 24.06.1941 г.
12. "Война в воздухе", N 65 (http://wunderwane.narod.ru/Magazine/AirWar/65/07.htm).
13. Авиация ВМФ в Великой Отечественной войне. М. 1983, с. 60.
14. Советские Военно-воздушные силы в Великой Отечественной войне, с. 38
15. Авиация ВМФ в Великой Отечественной войне. М. 1983, с. 44, 64; Начальный период войны. М. 1974, с. 331.
16. Начальный период войны, с. 330.
17. КАТКОВ В., ФИРСОВ А. Истребитель Мессершмитт Bf-109. - "Авиация и космонавтика", N 5 - 6, 1999.
18. СОЛОНИН М. С. Куда улетели сталинские соколы? (http://www.airforce.ru/history/gpw_beginning/chapter1.htm).
19. ГАЛЬДЕР Ф. Ук. соч., запись от 22.02.1941 г.
20. http://www.airwar.ru/history/aces/ace2ww/pilotg/schellmann.html.
21. Мировая война 1939 - 1945 гг. Сб. статей. М. 1947, с. 472.

Вопросы истории,  № 6, Июнь  2011, C. 145-148 
Ходеев Федор Павлович - кандидат юридических наук. Таганрог.

No comments:

Post a Comment